Командировки – 2008 (суточные, проживание, проезд)

Дата: Март 26th, 2008 | Автор: Звягина Татьяна | Рубрика: Новости, Статьи | Метки: , , , , | Комментарии: 96 »

C этого года лимит суточных, необлагаемых НДФЛ, увеличен до 700 руб. Однако для налога на прибыль все осталось по-прежнему – суточные признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, только в пределах 100 руб.

То же самое с расходами на проживание и оплатой проезда при отсутствии подтверждающих документов. Суммы таких расходов учитываются для целей НДФЛ, налога на прибыль и ЕСН по-разному.

Чтобы не запутаться в новых нормах, мы составили памятку по учету командировочных расходов.

Давайте разложим всё по полочкам!)

СУТОЧНЫЕ

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с изменениями, внесенными в главу 23 Налогового кодекса Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 216-ФЗ, с 1 января 2008 г. суммы возмещения командировочных расходов в части суточных освобождены от налогообложения НДФЛ в пределах следующих норм: не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке внутри страны и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке (подпункт 3 статьи 217 НК РФ).

При этом норматив суточных в размере 700 и 2500 рублей – принят исключительно в целях исчисления налога на доходы физических лиц.

Налог на прибыль

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ суточные признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» установлен норматив суточных в размере 100 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации.

Таким образом, сумма, превышающая 100 рублей в день, не относится на расходы в целях исчисления налога на прибыль.

UPD: В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 158-ФЗ, с 1 января 2009 года сумма устанавливаемых в организации суточных не нормируется.

Единый социальный налог

Из налогооблагаемого дохода работников в части ЕСН исключаются суммы суточных, не превышающие размер, установленный коллективным договором или иным локальным нормативным актом организации (подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ).

При этом суммы суточных в части, превышающей установленный Постановлением № 93 размер, не признаются объектом обложения единым социальным налогом также и на основании абзаца второго пункта 3 статьи 236 НК РФ как не относящиеся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

ПРОЖИВАНИЕ (при отсутствии подтверждающих документов)

Налог на доходы физических лиц

В 2007 году норматив возмещения расходов по найму жилого помещения не устанавливался и возмещение указанных затрат работникам при отсутствии подтверждающих оплату проживания документов в полном объеме включалось в их облагаемый доход.

с 1 января 2008 г. в соответствии с подпунктом 3 статьи 217 НК РФ при непредставлении сотрудником документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, «суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке».

Таким образом, в 2008 году при отсутствии подтверждающих документов суммы возмещения затрат по найму жилого помещения на территории РФ свыше 700 рублей за каждый день нахождения в командировке включаются в облагаемый доход сотрудника.

Налог на прибыль

В соответствии со статьей 252 НК РФ в качестве расхода по налогу на прибыль могут быть приняты только документально подтвержденные затраты (затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором)).

Поэтому суммы оплата расходов по найму жилого помещения при отсутствии подтверждающих документов расходом признаны быть не могут.

Единый социальный налог

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ «при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В силу того, что норматив возмещения расходов по найму жилого помещения до сих пор не установлен, возмещение указанных затрат работникам в полном объеме включается в их облагаемый доход.

Однако не следует забывать о положениях пункта 3 статьи 236 НК РФ, в соответствии с которым не относящиеся к расходам по налогу на прибыль выплаты ЕСН не облагаются.

ОПЛАТА ПРОЕЗДА (при отсутствии подтверждающих документов)

Так как в соответствии со статьей 252 НК РФ в качестве расхода по налогу на прибыль могут быть приняты только документально подтвержденные затраты (затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором)), то суммы оплата проезда при отсутствии подтверждающих документов расходом признаны быть не могут.

Главой 23 Налогового кодекса не предусмотрены нормы возмещения расходов на проезд до места назначения и обратно при отсутствии подтверждающих документов, поэтому суммы производимого на основании служебных записок расходов должны быть в полном объемы включены в налоговую базу по НДФЛ.

Единым социальным налогом указанные суммы облагаться не будут на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ как не относящиеся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организации.

UPD: В октябре утверждено новое Положение о командировках, которое пришло на смену морально устаревшей инструкции «О служебных командировках в пределах СССР» (от 7 апреля 1988 г. № 62).

Комментарий этого положения можно найти по ссылке.

UPD 2: Статья про подтверждение расходов на покупку электронных билетов

___________________________________________________________________

Автор статьи: Звягина Татьяна, компания «Независимые решения»
___________________________________________________________________


Читайте также:
  • Семинар: «Организация бизнеса. Юридические и налоговые аспекты»
  • Увольнение персонала: материалы “горячей линии”
  • Вопросы по трудовому законодательству
  • Новое Положение по командировкам
  • Итоги – 2008


  • [Комментарии: 96] к посту “Командировки – 2008 (суточные, проживание, проезд)”

    1. 1 Шемпелев А.Г. (опубликовано: Май 27th, 2008 в 3:14 пп):

      Руководитель предприятия не оплатил командировочный проезд даже по минимальной стоимости в связи с тем, что вернулся я из командировки не в пятницу (последний по приказу день командировки), а в выходные дни. Прав ли он? Спасибо.

    2. 2 Tanya (опубликовано: Май 27th, 2008 в 7:24 пп):

      Здравствуйте!
      Хочу обратить Ваше внимание на то, что рассмотренные выше нормативы относятся к налоговому законодательству, то есть они не являются выплатами, которые работодатель обязан возместить работнику в любом случае при отсутствии подтверждающих документов.
      Это нормативы по исключению сумм из налогообложения.
      Например, если работодатель принял решение возместить работнику стоимость утерянных документов по проживанию в размере 1000 рублей за каждый день командировки, то облагаемый налогом на доходы физических лиц доход составит 300 рублей (1000-700).

    3. 3 Tanya (опубликовано: Май 27th, 2008 в 7:53 пп):

      По поводу Вашего вопроса.
      Директор, вероятно, апеллирует к тому, что документально (по командировочному удостоверению) командировка завершилась в пятницу.
      То есть, в соответствии с распространенной позицией финансовых органов (Письмо Минфина от 10.11.2005 № 03-03-04/2/111), в выходные вы уже перестали быть «работником, направленным в служебную командировку», поэтому расходы на оплату Вашего проезда уже нельзя признать экономически обоснованными.
      При такой логике единственным оправдывающим вариантом будет ситуация отсутствия в продаже обратных билетов на пятницу. Тогда возмещение стоимости обратного проезда с полной уверенностью можно будет отнести на расходы по налогу на прибыль .

      Однако данная логика работает только в части налогового законодательства.

      Если рассматривать ситуацию с позиций трудового законодательства, мы не можем так легко и однозначно по формальному признаку лишить работника гарантированной выплаты.
      Независимо от того, когда работник вернулся, проезд ему должен быть оплачен: так как направлен он был по распоряжению работодателя, то вернуться он должен за счет организации, независимо от времени возвращения. К тому же Вы остались только лишь на выходные.

      Можно попробовать сделать распечатку из Трудового кодекса (статья 168) и напомнить директору, что трудовое законодательство никак не связано с налоговым – даже если существуют проблемы с налогообложением (в частности, с отнесением сумм на расходы по налогу на прибыль), работнику должны быть возмещены расходы по проезду к месту командировки и обратно.

    4. 4 Dmitry (опубликовано: Май 27th, 2008 в 8:10 пп):

      Интересно написано) Как всегда приятно читать Ваши посты)

    5. 5 Tanya (опубликовано: Май 27th, 2008 в 8:16 пп):

      Если же допустить, что работник выехал из места командировки в пятницу, но проездные документы были утеряны, то ситуация меняется.
      Получается, что подтвердить факт расходования денежных средств на билет невозможно.
      Здесь вступает в действие пункт 19 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 “О служебных командировках в пределах СССР”:
      “В тех случаях, когда командированному работнику был выдан аванс на расходы по командировке, а документы, подтверждающие произведенные работником расходы по найму жилого помещения и проезду, не могут быть представлены, руководитель объединения, предприятия, учреждения, организации имеет право разрешить оплату расходов по найму в пределах норм, предусмотренных абзацем первым пункта 11 настоящей Инструкции, и оплату проезда по минимальной стоимости”.

      При этом упомянутые нормативы «минимальной стоимости» действующим законодательством не установлены.

      А согласно части 2 статьи 168 Трудового кодекса «порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом ».

      Таким образом, вопрос возмещения не подтвержденных документами затрат по командировкам решается свободным волеизъявлением руководства.

    6. 6 Константин (опубликовано: Июнь 4th, 2008 в 11:01 пп):

      Отправляют в командировку в Москву. Начислили суточные 100 рублей в день.
      Слышал, что сейчас суточные в Москву 700 рублей, но не могу найти документа. Подскажите.
      Константин

    7. 7 Tanya (опубликовано: Июнь 5th, 2008 в 2:02 пп):

      Здравствуйте, Константин!

      Размер суточных, выплачиваемых организацией работнику, направляемому в командировку, по-прежнему регулируется организацией самостоятельно.

      Указанные суммы (100 р. и 700 р.) – это нормы, установленные для целей расчета налогов (налога на прибыль и налога на доходы физических лиц).

      Они не обязывают работодателя выплачивать конкретно эти суммы за каждый день нахождения работника в командировке.

    8. 8 Artur (опубликовано: Июль 2nd, 2008 в 4:36 пп):

      Доброго времени суток. Есть небольшой вопрос. Законодательством установлены лимиты по суточным, не облагаемым налогами. Какова ситуация с УСН? Я отправляю сотрудника в командировку. По закону УСН не признается плательщиком налога на прибыль, т.е. все сверхнормативные командировоыне расходы идут в доход сотрудника и облагаются налогом на доходы физлиц. Если я даю сотруднику 700 руб, то по закону 700-100=600 в принципе не должны быть зачтены для формирования базы по налогу на доходы физлиц. С другой стороны разница 700-100=600 увеличивает базу для налога на прибыль, который МЫ НЕ ПЛАТИМ. Получается, что деньги зависают. Как здесь быть???

    9. 9 Tanya (опубликовано: Июль 22nd, 2008 в 10:07 пп):

      Артур, здравствуйте!
      Извините за долгое молчание, я все это время каждый день пыталась понять – как связан тот факт, что вы не платите налог на прибыль, с доходами сотрудника, а также с “зависанием” денег.
      Думала, я чего-то недопонимаю в механизме.
      Но вот наконец решилась спросить.

      Если у Вас УСН по системе “доходы минус расходы”, то в эти самые “расходы” пойдут только 100 рублей из семисот выплачиваемых за день командировки рублей (подпункт 13 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ).

      А если у Вас система “доходы”, то “зависают” все расходы без исключения.

      В доход сотрудника (в целях НДФЛ) идет сумма свыше 700 рублей суточных в день.

      При этом налог на прибыль организаций с налогом на доходы физических лиц - сотрудников организации, насколько я знаю, никак не увязаны.

      Поясните, пожалуйста, что Вы имеете в виду?

    10. 10 Artur (опубликовано: Июль 23rd, 2008 в 6:52 дп):

      Здравствуйте, Татьяна. Спасибо за ответ. Мы уже разобрались в проблеме. Все нормально. 600 рублей идут в налогооблагаемую базу по УСН (у нас доходы минус расходы), свыше в ндфл.

    11. 11 когда повысят размер 100 рублей до 700 рублей (опубликовано: Сентябрь 9th, 2008 в 7:18 пп):

      Когда повышение суточных

    12. 12 Tanya (опубликовано: Сентябрь 9th, 2008 в 10:43 пп):

      C 1 января 2009 года расходы на суточные и полевое довольствие можно будет учесть при налогообложении прибыли в полной сумме, а не в размере 100 рублей, как сейчас.
      Так что с нового года можете учитывать в расходах хоть 700 рублей, хоть 800 )

    13. 13 Maska (опубликовано: Ноябрь 2nd, 2008 в 11:13 пп):

      Господа, с 01.01.2008 поменяди нормативы по НДФЛ, с 01.01.2009 снимают нормативу по налогу на прибыль. Подскажите ваше мнение по ЕСН с 01.01.2009. Ведь нормативы по этому налогу никто не снимал? Тогда какие нормативы следует брать?

    14. 14 Tanya (опубликовано: Ноябрь 9th, 2008 в 7:10 пп):

      Здравствуйте, Maska!

      О каких нормативах по ЕСН Вы говорите?

    15. 15 Lenok111 (опубликовано: Ноябрь 18th, 2008 в 6:28 пп):

      Общественная организация, прибыли не имеет, существует только за счёт членских взносов. В кол договоре прописаны суточные в 500 руб. НДФЛ и ЕСН с этой суммы не уплачиваю.Правильно? За ранее благодарна

    16. 16 Tanya (опубликовано: Ноябрь 19th, 2008 в 8:37 пп):

      Lenok111, да, если речь идет о 2008 годе, то все правильно.

      Несмотря на то, что пункт 3 статьи 236 НК РФ в Вашем случае не применяется, эти суммы не будут облагаться ЕСН как предусмотренные Коллективным договором (подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ).
      А так как 500 < 700, то НДФЛ также не будет.

    17. 17 Юлия (опубликовано: Декабрь 10th, 2008 в 4:06 пп):

      Добрый день,
      ответьте пожалуйста – за один день командировки по России с ноября 2008 г. начисляются ли суточные?
      Если да, то не поскажете в каком-нибудь документе это прописано?

      С уважением,
      Юлия

    18. 18 Владимир (опубликовано: Январь 30th, 2009 в 6:32 пп):

      Подскажите пожалуйста согласно ст. 217 НК РФ “в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации” и “При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации”. Значит ли это, что сотруднику можно возместить 1400 рублей без всяких подтверждающих документов или только 700?

    19. 19 Tanya (опубликовано: Январь 30th, 2009 в 10:54 пп):

      Владимир, размер суточных – устанавливается локальным нормативным документом по организации, лимит в 700 рублей – это сумма, не облагаемая НДФЛ.
      Для того, чтобы возместить сотруднику суточные в размере 700 рублей, эта сумма должна быть утверждена в приказе или положении по командировкам.

    20. 20 Tanya (опубликовано: Январь 30th, 2009 в 11:06 пп):

      Здравствуйте, Юлия!

      Извините, пожалуйста, не заметила Ваш вопрос.

      25 октября 2008 г. вступило в силу новое Положение об особенностях направления работников в служебные командировки.
      Его краткий обзор мы сделали в статье по ссылке:
      http://nash-aktiv.ru/novoe-polozhenie-po-komandirovkam/

      Согласно пункту 11 данного Положения:
      “При командировках в местность, откуда работник исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются“.

    21. 21 Владимир (опубликовано: Февраль 2nd, 2009 в 1:22 пп):

      Спасибо, Татьяна. Это я понял.
      Тогда такой вопрос: сумма не облагаемая НДФЛ 700 рублей или 1400 рублей, если сотрудник не предоставил никаких подтверждающих документов о его расходах в коммандировке?

    22. 22 Tanya (опубликовано: Февраль 3rd, 2009 в 2:42 пп):

      Владимир, 700 рублей суточных + 700 рублей возмещения за проживание = 1400 рублей за каждый день командировки не облагаются НДФЛ.

    23. 23 Татьяна (опубликовано: Февраль 5th, 2009 в 4:23 пп):

      Подскажите пожалуйст если командировка на 2 дня и работник теоритически может возращаться домой, но практически это делать не очень удобно, выплачиваются ли ему суточные? Заранее благодарю. Татьяна

    24. 24 Tanya (опубликовано: Февраль 5th, 2009 в 10:15 пп):

      Татьяна, если работник, имеющий возможность ежедневно возвращаться из места командирования в место постоянного жительства, по окончании рабочего дня по согласованию с работодателем остается в месте командирования, то суточные ему не выплачиваются.

      Данная норма отражена в пункте 11 вновь принятого Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. постановлением Правительства от 13 октября 2008 года № 749).

      Наш комментарий данного постановления Вы можете найти по ссылке:
      http://nash-aktiv.ru/novoe-polozhenie-po-komandirovkam/

    25. 25 Станислав (опубликовано: Февраль 8th, 2009 в 12:34 пп):

      В каком размере выплачиваются суточные при командировке в Белоруссию?
      Правильно ли поступает администрация организации, оплачивая их по нормам, принятым в России ? (мотивировка – Россия и Белоруссия союзное государство)

      Спасибо
      Станислав

    26. 26 Tanya (опубликовано: Февраль 11th, 2009 в 11:43 пп):

      Станислав, суточные по командировке в российской организации выплачиваются в соответствии с нормами, установленными российскими органами власти.

      При этом, как указано выше, с 1 января 2009 года суточные для целей исчисления налога на прибыль не нормируются, и постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 93, устанавливающее соответствующие нормативы по зарубежным командировкам, утратило силу.

    27. 27 Лина (опубликовано: Февраль 12th, 2009 в 4:27 пп):

      К какому виду начисления относится оплата выходных дней в командировке: к “Командировочным” или к “доплата за выходные дни”? Учитывается ли она при расчете среднего заработка?
      Спасибо.

    28. 28 Tanya (опубликовано: Февраль 13th, 2009 в 5:00 пп):

      Здравствуйте, Лина!

      Если вы оплачиваете командировки по среднему заработку, то можно первую сумму оплаты за выходной день поставить как “командировочные”, а вторую как “доплату”.

      Вопрос включения выплат за время командировки в средний заработок по-прежнему спорный.
      Однако если Вы выплачиваете средний заработок, то и за выходной день доплата будет пропорциональна среднему заработку и, соответственно, аналогично общей выплате по командировке – не включаться в средний заработок в соответствии с пунктом 5 Постановления № 922.

      В организациях, в которых мы ведем учет, мы оплачиваем командировки по окладу.
      Для того, чтобы обосновать данные выплаты, мы выдаем командированным работникам табели учета рабочего времени, и должностные лица принимающих организаций – заверяют данные о количестве отработанных часов и дней и скрепляют свои подписи печатями.
      В результате бухгалтерия получает точные сведения о количестве отработанных сотрудниками часов и не возникает необходимости оплаты по среднему.
      В данном случае выплаты за отработанное в командировке время в средний заработок однозначно включаются.

    29. 29 Андрей (опубликовано: Февраль 14th, 2009 в 4:03 дп):

      Здравствуйте. Подскажите каким документом должна подтверждаться работа в командировке в выходной день и в ночное время. Работник направляется в командировку из Москвы в СНГ в филиал этой организации. Согласно трудовому законодательству работа в выходной день оформляется приказом по организации (в данном случае по филиалу) и подлежит соответстветствующей оплате. Но табельщик филиала не отслеживает командируемого сотрудника. Получается нужно оформлять еще и приказ в Москве на работу этого сотрудника в выходной день или ссылаться на приказ по филиалу, т.к. командируемый сотрудник работает по графику организации, куда он был командирован. Как такую работу правильно оформить? Спасибо.

    30. 30 Tanya (опубликовано: Февраль 14th, 2009 в 9:03 дп):

      Здравствуйте, Андрей!

      Согласно пункту 9 вновь утвержденного Положения о командировках:
      “Средний заработок за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации“.

      Поэтому основную роль играют распоряжения московской фирмы.
      Таким образом, в данной ситуации нужно оформить приказ по головной организации о работе соответствующих сотрудников в выходной день.
      Кроме того, для лучшего обоснования оплаты работы в выходной день все-таки нужно иметь заверенный должностным лицом организации командирования документ, подтверждающий, что сотрудник действительно выходил на работу в выходной.

    31. 31 Станислав (опубликовано: Февраль 14th, 2009 в 9:27 дп):

      Еще раз о суточных при командировке в Белоруссию.

      В соответствии с Постановлением правительства № 812 (2005 г) размер суточных для бюджетных организаций составляет 57$ в день. Имеет ли право администрация частной фирмы платить командировочные в меньшем размере по собственному усмотрению?

      Станислав

    32. 32 Tanya (опубликовано: Февраль 15th, 2009 в 5:34 пп):

      Здравствуйте, Станислав!

      Да, коммерческая организация имеет право устанавливать любой размер суточных по командировкам, в том числе за рубеж.
      Нормативов по трудовому законодательству на данный момент не установлено.

    33. 33 Андрей (опубликовано: Февраль 16th, 2009 в 9:26 пп):

      Татьяна, спасибо за ответ. Еще одно уточнение по работе в вых. день в командировке. Двойная оплата производиться из расчета среднего заработка или з/п в данном месяце? Спасибо.

    34. 34 Tanya (опубликовано: Февраль 17th, 2009 в 7:44 пп):

      Андрей, этот вопрос также однозначно не урегулирован в законодательстве.
      Мы считаем, что при начислении доплаты за работу в выходной нужно отталкиваться от системы оплаты времени командировки.
      Если оплата производится по среднему заработку, то и доплату нужно считать исходя из соответствующей суммы среднего заработка.

    35. 35 Светлана (опубликовано: Февраль 20th, 2009 в 12:41 дп):

      Здравствуйте!
      Общественная организация. Коммандировка заграницу. Подтверждения проживания-отсутствует.
      С 2009 года – облагать ЕСН или нет?

    36. 36 Tanya (опубликовано: Февраль 20th, 2009 в 4:36 пп):

      Здравствуйте, Светлана!

      Все завязано на пункт 3 статьи 236 НК РФ.
      Если Ваша организация не ведет коммерческой деятельности и не формирует налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса, то по сложившейся практике данная норма неприменима.
      Соответственно, в этом случае суммы возмещения расходов на проживание без подтверждающих документов будут облагаться ЕСН.

    37. 37 Ольга (опубликовано: Февраль 25th, 2009 в 9:50 пп):

      Здравствуйте!
      У нас такая ситуация, работник направлен в командировку Краснодар-Питер.
      Возвращаясь из Питера он взял билет Питер-Москва, а нас следующий день Москва-Краснодар (обосновывая это тем что других вариантов не было и только таким образом можно было вернуться домой)
      Должны ли мы ему оплачивать обратный проезд?

    38. 38 Tanya (опубликовано: Февраль 27th, 2009 в 5:02 пп):

      Здравствуйте, Ольга!

      Если действительно не было иной возможности вернуться, то проезд должен быть оплачен.

      Кроме того, согласно пункту 13 нового Положения о командировках (ссылка выше):
      В случае вынужденной остановки в пути работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения, подтвержденные соответствующими документами, в порядке и размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом“.

    39. 39 Валерий (опубликовано: Февраль 28th, 2009 в 3:06 пп):

      Здравствуйте, Татьяна!
      Директор нашего Государственного научного учреждения Ульяновский НИИСХ с 19.02.09 по 24.02.09 находился в командировке в Париже. Исходя из какой суммы евро или рублей, и на основании каких правовых, регламентирующих документов, в данном случае производится расчет командировочных расходов?
      Заранее благодарен,
      с глубоким уважением к Вам и
      Вашему ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ
      Валерий.

    40. 40 Tanya (опубликовано: Март 1st, 2009 в 3:08 пп):

      Здравствуйте, Валерий!

      Основной документ, регламентирующий порядок возмещения командировочных расходов, – Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. постановлением Правительства от 13 октября 2008 года № 749).
      Ссылку на наш комментарий данного Положения можно найти выше.

      Что касается суточных, то ограничения установлены только для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, – Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. № 812 “О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета”.

    41. 41 Фарит (опубликовано: Март 2nd, 2009 в 12:13 пп):

      Здравствуйте!
      Скажите, пожалуйста, подлежат ли возмещению расходы, связанные с возвратом билета на самолет. Первоначально билет был приобретен на более позднее время, но ввиду того, что командировочное задание было выполнено раньше намеченного срока, появилась возможность уехать раньше. При сдаче билета в авиа кассу был удержан штраф в размере 30 евро. Как вернуть эти деньги?
      С уважением,
      Фарит

    42. 42 Tanya (опубликовано: Март 2nd, 2009 в 2:40 пп):

      Здравствуйте, Фарит!

      Такого рода расходы возмещаются по согласованию с руководителем.

      То есть хорошо было бы перед возвратом билета уточнить у руководства, как оно отнесется к более раннему возвращению сотрудника и, соответственно, возместит ли дополнительные расходы, связанные с возвратом билета.
      Ведь более раннее возвращение означает экономию расходов на проживание.

      Но если данные расходы заранее согласованы не были, то еще не все потеряно.
      Просто объясните все в бухгалтерии или напишите служебную записку, а руководство вынесет свое решение.

      Возмещение доп.расходов регламентируется пунктом 11 Положения:
      Работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации.
      Размеры расходов, связанных с командировкой, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом
      “.

    43. 43 Маргарита Яковлевна (опубликовано: Март 3rd, 2009 в 9:06 пп):

      Здравствуйте!
      У меня в банке сложилась следующая ситуация:
      у нас международные автоперевозки, мы направляем в командировки водителей для автоперевозки контейнеров, выдаём аванс в рублях и затем возмещаем расходы /скорее всего/
      одними из расходов являются чеки на диз.топливо, вобщем-то никак без топлива.
      Я выдаю по кассовому ордеру деньги НА КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ.
      Банк считает, что мне нужно получать и выдавать отдельно на ХОЗ,РАСХОДЫ эту часть,которая идёт на диз.топливо., вести отдельно учет по каждому водителю: на командировки и на хоз.расходы.
      Т.Е. два счета 71 на каждого, за свои 25 лет работы гл.бухгалтером такое требование впервые.
      А как Вы считаете?
      Благодарна Вам заранее.

    44. 44 Tanya (опубликовано: Март 4th, 2009 в 1:43 пп):

      Здравствуйте, Маргарита Яковлевна!

      Требование банка совершенно неправомерно.
      Расходы на топливо относятся к командировочным расходам, а именно к расходам на проезд, возмещаемым в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса.
      Если квалифицировать данные расходы как хозяйственные, то это помимо прочего может повлечь искажение в части отнесения данных затрат на счета производственных расходов.

    45. 45 АЛЕНА (опубликовано: Март 5th, 2009 в 2:00 пп):

      Здавствуйте Маргарита Яковлевна!
      Мой вопрос в следующем:
      Я начальник отдела подготовки объектов к проектированию Управления проектных работ. Характер работы моих подчиненных – разъездной. Работа выполняется по сбору исходных данных, необходимых для проектирования, на территории расположения проектируемого объекта (вся территории России). Как в данном случае решается вопрос с размером суточных? В организации нет трудового договора, форма собственности – ООО.
      Спасибо.

    46. 46 Tanya (опубликовано: Март 5th, 2009 в 2:18 пп):

      Здравствуйте, Алена!

      Отвечает Вам Татьяна, Маргарита Яковлевна – автор предыдущего комментария.
      Возмещение расходов сотрудников, работа которых имеет разъездной характер, регламентировано статьей 168.1 Трудового кодекса.

      Работодатель возмещает связанные со служебными поездками:
      расходы по проезду;
      расходы по найму жилого помещения;
      дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
      иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

      Размеры и порядок возмещения указанных расходов устанавливаются внутренними нормативными актами организации или в трудовых договорах с сотрудниками.

    47. 47 Павел (опубликовано: Март 13th, 2009 в 12:29 дп):

      Здравствуйте!Я часто по работе нахожусь в загран командировке.(Организация частная.) Нам при этом дают деньги только на пропитание, каждый день по определенной сумме. Эта сумма намного меньше, такая же как при нахождении в России (и даже меньше). Когда мы начинаем отчитываться, то выясняется что нам уже ничего не положено так как нам за границей выдавали сумму… Получается что организация за эту командировку нам ничего не оплачивает(кроме билетов на поезд или самолет)… И мы проводим время вдали от дома за просто так… Куда же тогда уходят эти деньги? Как быть??? Спасибо.

    48. 48 Tanya (опубликовано: Март 14th, 2009 в 7:39 пп):

      Здравствуйте, Павел!

      Какие деньги Вы имеете в виду? Что куда уходит?
      Суммы, выдаваемые вашей организацией “на пропитание” и являются по сути суточными.
      Как было указано выше, нормативов по размерам суточных для небюджетных компаний законодательно не установлено, и каждая организация вправе установить свой размер в соответствии с позицией ее руководства.

      Вы можете поднять вопрос об увеличении суточных по загранкомандировкам, так как стоимость питания за границей объективно выше.
      Возможно, руководство об этом просто не задумывалось и бухгалтерия, не имея отдельно утвержденного положения по суммам, оплачивает эти командировки по общим нормам.
      Если вы представите руководству данные о средней стоимости обеда в заграничной командировке, покажете, что вы выходите за рамки бюджета и, получается, платите из своего кармана, то оно должно осознать, что такое положение дел сильно снижает мотивацию сотрудников, и ситуацию необходимо изменить.

    49. 49 Tanya (опубликовано: Март 14th, 2009 в 8:03 пп):

      Стоит отметить, что согласно пункту 23 Положения Положения об особенностях направления работников в служебные командировки “работнику при направлении его в командировку на территорию иностранного государства дополнительно возмещаются:
      а) расходы на оформление заграничного паспорта, визы и других выездных документов;
      б) обязательные консульские и аэродромные сборы;
      в) сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта;
      г) расходы на оформление обязательной медицинской страховки;
      д) иные обязательные платежи и сборы”.

    50. 50 Юра (опубликовано: Март 14th, 2009 в 10:13 пп):

      Командировка по документам заканчивается 11 числа,задание выполнено 6, связаться с руководством не было возможности. Какого числа необходимо явиться на работу, учитывается ли дорога, является ли 12 прогулом если добирался авто-стопом и нет подтверждающих документов? Спасибо за ответ

    51. 51 Tanya (опубликовано: Март 14th, 2009 в 11:57 пп):

      Здравствуйте, Юра!
      Вы закончили работу 6 числа и вплоть до 12-го были в пути?
      Никаких проездных билетов на обратную дорогу заранее не приобреталось?
      Каково расстояние между городами?

    52. 52 Tanya (опубликовано: Март 15th, 2009 в 12:10 дп):

      По Трудовому кодексу – работнику гарантируется сохранение среднего заработка за все время командировки, не смотря на то, что по объективным причинам у сотрудника не было работы в последние дни.
      Что касается выхода на работу в день возвращения из командировки – этот вопрос решается по согласованию с руководством.
      Об этом сказано в пункте 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. постановлением Правительства от 13 октября 2008 года № 749):
      “Вопрос о явке работника на работу в день выезда в командировку и в день приезда из командировки решается по договоренности с работодателем”.

    53. 53 Tanya (опубликовано: Март 15th, 2009 в 12:16 дп):

      Предыдущие вопросы я задала, чтобы примерно оценить, как выглядит ситуация, если смотреть с позиции работодателя)

    54. 54 Борис (опубликовано: Март 20th, 2009 в 11:20 дп):

      Здравствуйте Таня. Я предприниматель, налогообложение – доходы минус расходы. В командировки езжу сам, рано утром выезжаю, поздно вечером тогоже дня возвращаюсь. Вопрос, какую сумму я могу ставить в расходы? Спасибо.

    55. 55 Tanya (опубликовано: Март 23rd, 2009 в 10:13 пп):

      Здравствуйте, Борис!

      Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса в состав расходов относятся расходы на командировки, в частности на:
      - проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
      - наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
      - суточные или полевое довольствие;
      - оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
      - консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

      Как указывалось выше, суточные по однодневным командировкам не выплачиваются согласно пункту 11 нового Положения по командировкам.
      Так как сотрудник ночует дома, то и расходы по найму жилого помещения у него отсутствуют.
      Таким образом, на расходы будут относиться расходы по проезду к месту командировки и обратно, а также указанные выше сборы.

    56. 56 Леонид (опубликовано: Март 26th, 2009 в 10:50 дп):

      Признаются ли командировочными расходами расходы на проезд в метро и на троллейбусе при наличии билетов и кассовго чека на проездной билет в метро? Признаются ли командировочными расходами расходы на мобильную связь подтвержденные квитанциями об оплате через банкомат или платежный терминал и детализацией звонков в период командировки, полученной с интернет-сайта оператора моб. связи?

    57. 57 ОЛЬГА (опубликовано: Апрель 2nd, 2009 в 5:02 пп):

      Здравствуйте! У меня такая ситуация: Я еду в командировку в качестве сопровождающего студентов ( на конференцию). За каждого перечислен целевой взнос, который, в частности, включает и питание в дни нахождения на конференции. Нам выдали суточные только за дни нахождения в пути. Правильно ли это?

    58. 58 Светлана (опубликовано: Апрель 8th, 2009 в 10:47 дп):

      Здравствуйте!Помогите разобраться в ситуации.Сотрудник находился в коммандировке. В командировочном удостоверении все отметки и печати стоят. Утерян обратный билет, но по заявлению, работодатель согласен возместить расходы на проезд (есть возможность взять дубликат билета). А вот с проживанием в гостинице проблема.При оплате проживания, в гостинице выдали квитанцию к приходному ордеру (в ней указано время заезда и время выбытия) и чек ККТ. Бухгалтерия отказывается принять квитанцию и чек, соответственно возместить затраты на проживание. Как быть в этой ситуации.
      Спасибо!

    59. 59 Наталия (опубликовано: Апрель 11th, 2009 в 7:32 пп):

      Здравствуйте! Предприятие – ФГУП, осуществляет работы по договорам финансируемым за счет бюджетных средств (Гособоронзаказ). Правомерно ли ограничение представителями заказчика суточных – 100 руб. и затрат на проживание – 550 руб.? Спасибо!

    60. 60 Алия (опубликовано: Апрель 13th, 2009 в 8:57 дп):

      Добрый день, Татьяна.
      Подскажите, пожалуйста, ночное время в пути к месту командировки и обратно, должно ли возмещаться впоследствии дополнительным временем отдыха? И в каком размере должны оплачиваться суточные, если командировка была один день (четверг), но выезд работника был в среду вечером после работы (ночь в пути) и приезд в пятницу утром с выходом на работу (так же ночь в пути).
      Спасибо.

    61. 61 Александра (опубликовано: Апрель 24th, 2009 в 10:59 дп):

      Добрый день!

      Подскажите, пожалуйста.
      Как я понимаю, размер суточный устанавливает каждое предприятие самостоятельно, т.е. размер суточный ДОЛЖЕН быть прописан в приказе об утверждении размера суточных или в положении о командировках, так?
      Я направляюсь в командировку в Нидерланды на 8 дней, в бухгалтерии мне предлагают получить 2500 руб. на весь этот период. Заявили, что могут выплатить вообще 1 руб. и все, как они решат.
      Посоветуйте, что делать в такой ситуации.

    62. 62 Tanya (опубликовано: Апрель 26th, 2009 в 2:10 дп):

      Здравствуйте, Александра!
      Да, к сожалению, на данный момент сложилась такая ситуация, когда сумму суточных организация может установить абсолютно любую.
      Единственный путь урегулирования таких вопросов – найти контакт с руководством и разъяснить, насколько условны установленные бухгалтерией суммы.
      Можно вооружиться Постановлением, утвержденным для бюджетных организаций, чтобы показать разницу.
      (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. № 812 “О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета”)

    63. 63 Ольга (опубликовано: Апрель 27th, 2009 в 9:13 пп):

      Добрый день!Подскажите, пожалуйста,я работаю в медицинской бюджетной организации. Отправляем в командировку врачей и другой персонал на повышение квалификации и сертификационные циклы, которые длятся порой больше 100 дней, стоит ли это считать командировкой и как начислять суточные за все 100 дней.

    64. 64 Ирина (опубликовано: Апрель 28th, 2009 в 11:48 дп):

      Подскажите, пожалуйста, как можно решить проблему с суточными выездной практики у студентов государственного ВУЗа. На данный момент они зафиксированы на уровне 50% от установленных 100 руб., т.е. это 50 руб. У большинства студентов-очников нет ни зарплаты, ни стипендии. На что, предполагается, они должны жить во время прохождения практики?

    65. 65 Darya (опубликовано: Май 18th, 2009 в 3:28 пп):

      здравствуйте,Татьяна!у нас в организации отправляют абсолютно всех(за исключением начальства) не смотря в какой город всегда с одной суммой 100 р в сутки.да оплачивают проезд(чаще всего это служебный транспорт),гостиницу!просто я не подкована в этом вопросе и ничего толком не понимаю,скажите 100 р и всё ?или вполне могут платить и больше? например у нас сантехников отправляют в другой район на стройку нового объекта и дают только 600 р на 6 дней,но там никаких условий почти нет,крыша,туалет на улице,костер.магазинов тоже нет!как им быть?

    66. 66 Tanya (опубликовано: Май 20th, 2009 в 1:58 дп):

      Здравствуйте, Darya!
      К сожалению, все эти вопросы остаются на совести организации.
      Либо руководство заботится о своих работниках, либо платит по минимуму.

    67. 67 Ксения (опубликовано: Май 22nd, 2009 в 12:51 пп):

      Здравствуйте.
      У меня возник вопрос по поводу отчета по загран. командировке. Суточные на проживание выдаются в валюте (доллары США), а рассчет в гостинице производится в местной валюте, т.е. мне приходится менять валюту здесь же и по курсу гостницы. На руки мне выдаются бумаги подтверждающие обмен валюты на день оплаты, а так же счет за проживание в местной валюте. При отчете бухгалтерия не принимает во внимание бумаги, подтверждающие обмен валюты, и проводит рассчеты исходя из курса ЦБ РФ на день, когда я отчитываюсь по командировке, т.е. насчитывают больше потраченных долларов. Получается двойная курсовая разница. Пожалуйста, подскажите правомерно ли это, ведь у меня есть документы, подтверждающие обмен, и что еще можно почитать, дабы просветиться?
      С уважением Ксения.

    68. 68 Евгений (опубликовано: Май 25th, 2009 в 5:51 пп):

      Здравствуйте! Мы получаем 100 рублей суточных т.е. на питание. Авансовый отчёт с нас требуют 100 рублей .Если отчитаться больше этой суммы но до 700 руб,то отчёт не принимают.ПРавомерны ли действия бухгалтерии

    69. 69 Tanya (опубликовано: Май 30th, 2009 в 1:32 дп):

      Евгений, если по организации установлена сумма суточных 100 рублей, то расходы, превышающие эту сумму бухгалтерия может возместить только с разрешения руководителя.
      В Налоговом кодексе имеется в виду сумма суточных, установленная локальным нормативным актом организации. Если она установлена в размере 800 рублей, то из налоговой базы исключается только 700 рублей.

    70. 70 Андрей (опубликовано: Май 31st, 2009 в 11:39 пп):

      Здравствуйте. Сотрудники выезжают в загранкомандировку. Там принимающая сторона обеспечивает их автомобилем, но за бензин платят сами. Возникают сложности с бухгалтерией. Говорят, что не могут списывать деньги на бензин, т.к. он не стоит на балансе предприятия. К каким расходам это можно отнести чтобы не возникало проблем ни у сотрудников ни у бухгалтерии? Спасибо.

    71. 71 elenaM (опубликовано: Июнь 1st, 2009 в 10:55 дп):

      Здравствуйте, Татьяна! Последний год мы теряем в зарплате, если бываем в командировках. В табеле нам ставят отработанные смены + отпуск (это дни в командировке). Доплаты начисляются только на смены. В итоге, даже, получив суточные, получается меньше. А при выходе в отпуск эта разница очень заметна, так как суточные не учитываются. С уважением, Елена.

    72. 72 Tanya (опубликовано: Июнь 1st, 2009 в 11:40 пп):

      Елена, действия вашей бухгалтерии неправомерны.
      Если сотрудник находится в командировке, то в табеле должна отражаться буква «К», а доплаты должны начисляться на суммы оплаты работы в командировке согласно внутренним положениям по организации.

    73. 73 Наталья Алексеева (опубликовано: Июнь 2nd, 2009 в 10:21 дп):

      Добрый день!
      Подскажите сколько официально установлены суточные командировочные в Австрию (в евро)?
      За ранее благодарю за помощь.

    74. 74 Tanya (опубликовано: Июнь 8th, 2009 в 1:48 дп):

      Наталья, здравствуйте!

      Мы неоднократно отвечали на подобные вопросы выше.
      Организация вправе установить ЛЮБОЙ размер суточных.
      Вот ссылки на комментарии: 1, 2.

    75. 75 Андрей (опубликовано: Июль 16th, 2009 в 8:32 пп):

      Здарвствуйте, Татьяна! Вы видимо пропустили мой вопрос. Повторю. Сотрудники выезжают в загранкомандировку. Там принимающая сторона обеспечивает их автомобилем, но за бензин платят сами. Возникают сложности с бухгалтерией. Говорят, что не могут списывать деньги на бензин, т.к. автомобиль не стоит на балансе предприятия. К каким расходам это можно отнести чтобы не возникало проблем ни у сотрудников ни у бухгалтерии? Спасибо.

    76. 76 Tanya (опубликовано: Август 1st, 2009 в 7:13 пп):

      Здравствуйте, Андрей!

      Проблем у командирующей стороны с возмещением расходов на бензин не будет только в случае, если будут оформлены договоры аренды автомобиля организацией у принимающей стороны.

    77. 77 елена (опубликовано: Сентябрь 4th, 2009 в 1:36 дп):

      здравствуйте.Могу ли я предъявить в бухгалтерию договор найма жилого помещения,заключенный с физическим лицом,в качестве документа,подтверждающего расходы на проживание?Обязательно ли нотариальное заверение этого договора в этом случае?Какой документ считается локальным нормативнм актом,определяющим расходы на командировки?

    78. 78 Tanya (опубликовано: Сентябрь 19th, 2009 в 8:01 пп):

      Здравствуйте, Елена!

      Договор найма, будет одним из документов, обосновывающим расходы, однако нужно будет также подтвердить факт оплаты проживания (расписки).

      Нотариальное удостоверение подписей на договоре – желательно.

      Локальный нормативный акт – это, например, Положение о командировках или Приказ о расходах на командировки.

    79. 79 Слава (опубликовано: Сентябрь 29th, 2009 в 11:50 дп):

      Здравствуйте.
      Прямого ответа на интересующий меня вопрос ни в данной ветке, ни по соседству я не нашел.
      Но пришел к выводу, что коммерческая организация не обязана придерживаться в качестве минимальных норм на проживание за пределами РФ для бюджетных организаций, утвержденных Правительством РФ.
      В частности, в моей конторе есть приказ (”локальный нормативный акт”) о бронировании гостиниц [b]только по безналичному расчету[/b], и для этого у нас организовано представительство одной турфирмы.
      То есть, получается, что я фактически лишен права самостоятельного выбора отеля, и турфирма по негласному согласованию с нашим руководством старается всячески экономить.
      Я правильно понимаю, что они [b]имеют право[/b] бронировать для меня самый распоследний отель за “3 копейки” в сутки, а я не имею никаких прав отказываться?
      Право свободы передвижения и выбора места проживания [b]за пределами РФ[/b] наша Конституция не гарантирует. В пределах России, я так понимаю, этот аргумент еще можно пытаться использовать.

    80. 80 Dina (опубликовано: Сентябрь 29th, 2009 в 1:26 пп):

      Здравствуйте. Я составляю сметы и мне нужно включить расходы командировочные строителей на Камчатский край. Как включить проезд(самолетом) и проживание в гостиннице строителей без подтверждающих документов?

    81. 81 Tanya (опубликовано: Сентябрь 29th, 2009 в 4:52 пп):

      Здравствуйте, Dina!

      По всей видимости, Вам нужно будет отразить примерные суммы.

      На расходы по налогу на прибыль при отсутствии документов данные суммы отнести в любом случае не получится, поэтому сумма возмещения будет устанавливаться руководством.

    82. 82 Слава (опубликовано: Сентябрь 29th, 2009 в 8:01 пп):

      Я в предыдущем посте попутал “Нормы на суточные расходы, утвержденные Правительством” и НЕсуществующие “Нормы на проживание за пределами РФ для бюджетных организаций, утвержденные Правительством РФ”.
      Но суть вопроса примерно осталась:
      Есть ли какая-то минимальная сумма, которую должен тратить работодатель на проживание своих сотрудников (за каждый день проживания)?
      И в частности за границей.

    83. 83 Tanya (опубликовано: Октябрь 5th, 2009 в 7:43 пп):

      Здравствуйте, Слава!

      К сожалению, никаких рамок по стоимости проживания командированных сотрудников законодательством не установлено.

      Единственный ограничивающий элемент – совесть работодателя.

    84. 84 Дарья (опубликовано: Октябрь 8th, 2009 в 12:07 пп):

      Татьяна, подскажите пожалуйста! Насколько я знаю, таксы и сборы аэропортов не входят в расходы по прибыли. Это каксается только отдельно выписанных сборов или ещё и тех которые входят в стоимость билета?

    85. 85 Ольга (опубликовано: Октябрь 21st, 2009 в 8:07 дп):

      Здравствуйте.
      Подскажите пожалуйста.
      Работник находится в отпуске и уехал на время отпуска в др.город Н. Во время отпуска приказом руководителя оформляют командировку в город Н. Можно ли расходы работника на проезд как командировочные?(допустим Отпуск с 01.10.09 командировка с 10.10.09)

    86. 86 Евгения (опубликовано: Октябрь 21st, 2009 в 12:46 пп):

      Здравствуйте, Татьяна!
      Вопрос по признанию расходов на проживание в загранкомандировке.
      Сотрудник, находясь в Финляндии расплатился за гостиницу в евро. При этом организацией ему не был выдан аванс ни в рублях, ни в валюте. На какую дату принять эти затраты : на момент совершения операции или на дату авансового отчета… И как быть с возникшей разницей. Спасибо.

    87. 87 Елена (опубликовано: Октябрь 24th, 2009 в 4:26 пп):

      Татьяна, прокомментируйте , пожалуйста следующую ситуацию:
      по общему правилу внутригородские перевозки во время командировки оплачиваются за счет суточных. Такого же мнения придерживаются и официальные органы – письма Минфина РФ от 24 апреля 2002 г. № 04-02-06/3/81 и УМНС по г. Москве от 18 ноября 2003 г. № 26-12/64543. Но ни в одном нормативном документе не установлено, что включают в себя суточные. А в статье 168 ТК указано, что компенсации подлежат ИНЫЕ РАСХОДЫ , ПРОИЗВЕДЕННЫЕ РАбОТНИКОМ, СРАЗРЕШЕНИЯ РАбОТОДАТЕЛЯ. И самое главное, что порядок и возмещение расходов, связанных со служебным командированием, определяются коллективным договором или локальными нормативными актами. Поэтому многие аудиторы считают, что в такой ситуации налогоплательщик действует по-своему усмотрению.
      В подпункте 12 пункта 1 статьи 264 НК определено, что к прочим расходам в целях налогообложения прибыли относятся , в частности расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
      Логично рассуждать, что если в распоряжении на командирование и в служебном задании сотрудника указано, что он командируется в г. Москву на выставку «АБЦ» в районе Тушино, то именно до Тушино и обратно работодатель должен возместить расходы на проезд. Абсолютно не понятно исходя из каких соображений Минфин и налоговые органы считают, что расходы на проезд только до черты города, а дальше за счет самого работника. Стала искать решения суда, поддерживающие налогоплательщика, но вместо этого нашла постановление ФАС ВВО от 16.10.08 № А29-9763/2007 , в котором суд поддерживает налоговые органы и считает, что расходы на проезд на городском транспорте связаны с проживанием вне места постоянного жительства и уже учтены в сумме суточных. Раз работодатель компенсировал их отдельно (сверх суточных), то он должен удержать НДФЛ и начислить единый социальны налог.
      Интересно, а какое решение вынес бы этот судья , если работник выехал в Москву в 00 часов 20 минут 20- го числа и 20-го же числа в 23 часа 10 минут вернулся в СПб, соотвественно это командировка на один день и суточные ему не положены. Как быть в этом случае с возмещением расходов на проезд на метро по г. Москва? Тоже за счет самого работника?

    88. 88 Елена (опубликовано: Октябрь 24th, 2009 в 4:58 пп):

      Дополнительно хочу сказать, что поскольку ТК РФ утвержден федеральным законом 197-ФЗ, соответственно его статус выше , чем статус Постановления Пр-ва РФ от 13 октября 2008 г. № 749. Правительство РФ является исполнительным органом, который не может в своей практике толковать действующее Федеральное законодательство, принимаемое в установленном Конституцией РФ порядке высшими законодательными органами – Государственной Думой и Советом Федерации. Постановления правительства РФ являются подзаконными нормативными актами и не могут противоречить профильным федеральным законам. Правительство РФ также не уполномочено восполнять пробелы действующего законодательства. Следовательно, поскольку в ТК РФ четко определено, что работодатель обязан возмещать расходы по проезду (без уточнения и детализации какие именно расходы : частный самолет, яхта или метро), то Постановление 749 в части конкретизации расходов на проезд при командировании вступает в противоречие с федеральным законом 197-ФЗ от 30.12.2001 и в данном случае руководствоваться нужно федеральным законом.
      Смотрите РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № ВКПИ 02-48 от 20.05.2002 г., в котором Постановление пр-ва, в части противоречащей федеральному закону отменено.
      Странно, что до сих ни одна коммерческая организация не обратилась в ВАС с этим вопросм. Наверное, потому что цена вопроса – сущие копейки и многие руководители организаций либо просто игнорируют Постановление в данной части и оплачисвают проезд на метро и т.п. общественном транспорте в пределах города, либо доплачивают работнику эти расходы из иных источников. А некоторые просто тупо не возмещают работнику проезд и все. Получается , что работник за свои деньги катается по городу. Например, он из провинциального города N-ск, в котором у него есть единый проездной на месяц за 200 рублей. Работника направили в командировку в г.Москва , в котором он “прокатал” на общественном транспорте за 1 день 100 рублей. Суточные ему при однодневной командировке не положены. Получается вопиющая несправедливость. Почему работник должен тратить собственные 100 рублей на проезд в общественном транспорте в г.Москва?

    89. 89 Мария (опубликовано: Октябрь 25th, 2009 в 9:37 пп):

      Здравствуйте, можно мне уточнить вопрос о суточных по Рф, если я правильно поняла , то работник был в командировке, суточные ему были выданы в размере 1500 руб в день из них я могу использовать 700(суточные)+700 (за жилье т.к. документы за проживание он не представил)=1400 ( это не облагается ни ндфл ни есн) и из них только 100рублей могу принять в расходы на налог на прибыль или как то по-другому?

    90. 90 Светлана (опубликовано: Октябрь 26th, 2009 в 5:54 пп):

      Татьяна, добрый день!
      Прошу уточнений по расчету суточных. Со слов подруги день отъезда -день приезда считаются как один день!!! Где такое написано? При загранкоммандировках и при Российских коммандировках?

    91. 91 Андрей (опубликовано: Октябрь 27th, 2009 в 1:24 пп):

      Добрый день! Мне необходимо сдать отчетные документы в бухгалтерию после командировки. На руках у меня есть Договор Аренды об аренде жилого помещения. Арендодатель – ИП на УСН, не имеющим ККТ. Мне выдал товарный чек, на котором указан номер, ИНН, Свид-во ОГРН, в наименовании товара указано – аренда квартиры с адресом и датами, цена за сутки и общая сумма, также указана сумма прописью, дата, подпись и печать. При заключение договора аренды, в качестве арендатора, я записал себя и указал паспортные данные. Также есть копии свидетельств, где указано, что он имеет право оказывать услуги малого гостиничного бизнеса, копии паспортных данных ИП. Есть приказ о командировке, служебное задание, командировочное удостоверение. Бухгалтерия отказывается принимать данный договор аренды с товарным чеком, заставляет переоформлять договор на предприятие, а не на физическое лицо. Есть ли правомерность этих требований, а также есть ли необходимый список отчетных документов, который необходим при найме жилого помещения для сдачи в бухгалтерию?

    92. 92 Tanya (опубликовано: Ноябрь 5th, 2009 в 6:23 пп):

      Возвращение работника из командировки после даты ее окончания ведет к дополнительному налогообложению.
      На практике в ряде случаев работники организаций возвращаются из командировки позднее даты, указанной в приказе о командировании, например, используя выходные дни.
      Минфин России в письме от 22.09.2009 № 03-04-06-01/244 считает, что оплата проезда от места нахождения до места работы в эти дни облагается НДФЛ.
      По мнению ведомства здесь имеет место получение предусмотренной статьей 41 Налогового кодекса экономической выгоды работником в виде оплаты организацией проезда.
      Суммы возмещения расходов работника на проезд освобождаются от налогообложения НДФЛ, если срок командировки продлен приказом по организации.

    93. 93 admin (опубликовано: Февраль 3rd, 2010 в 6:55 пп):

      Уважаемые посетители блога “Наш Актив”!

      К сожалению, у специалистов компании сейчас нет возможности отвечать на поступающие вопросы.

      Платную консультацию вы можете заказать, позвонив по телефону (495) 228-04-95. Условия и цены.

    94. 94 Evgenia (опубликовано: Март 31st, 2010 в 6:56 пп):

      Здравствуйте!Организация(УСН доходы).Командировочные расходы сверх 700 рублей я так поняла облагаются НДФЛ.А в ПФР нужно платить с превышающей суммы???Или в ПФР с этих сумм вообще не платится?И еще вопрос: облагается ли НДФЛ и в ПФР сумма компенсации за использование личного авто в служебных целях?(если превышает пределы норм,установленных правительством?)

    95. 95 Сергей (опубликовано: Июль 8th, 2011 в 10:56 дп):

      Был в командировке в Ростове, обратный билет взял из города, который расположен дальше Ростова от места работы, в отчете указал стоимость проезда от Ростова до места работы, и приложил справку о стоимости этого проезда, бухгалтерия оплачивать не хочет. Кто прав?

    96. 96 Яковлева Юлия (опубликовано: Июль 8th, 2011 в 8:24 пп):

      Сергей, не совсем поняла – вы сдали в бухгалтерию не билет, а справку о стоимости проезда? Если да, то в этом случае права бухгалтерия, документом, подтверждающим проезд, является именно билет, или в случае, если вы брали такси – квитанция.
      Кроме того, поездка в другой город (из города, где вы находились в командировке) оплачивается только в том случае, если она была вызвана служебной необходимостью.


    Оставить комментарий