Должен ли покупатель проверять НДС в счете-фактуре

Должны ли покупатели контролировать, правомерно ли их поставщики применяют налоговую ставку НДС? Могут ли налоговики отказать компании в вычете, если продавец нарушил налоговое законодательство и предъявил счета-фактуры с неверной суммой налога? Поставлен вопрос о конституционности положений НК РФ, определяющих данные вопросы.

Суть дела

ООО «ФА» предъявила к вычету суммы НДС, рассчитанные по ставке 18% и предъявленные экспедитором ООО «Т» по транспортно-экспедиционным услугам. Услуги были связаны с перевозкой товара ООО «ФА» на экспорт.

Налоговая инспекция в ходе проверки отказала в возмещении НДС, уплаченного экспедитором, в связи с тем, что  он необоснованно применил налоговую ставку 18 %, вместо налоговой ставки 0%. , установленной в счетах-фактурах, которые были выставлены к оплате истцу за оказание ему услуги.

Позиция заявителя

Организация указала, что требования, соблюдение которых необходимо для получения права на возмещение сумм НДС, сформулированы законодателем недостаточно определенно. Положения подпунктов 10 и 11 пункта 5 статьи 169 НК по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, возлагают на налогоплательщика обязанность контролировать соблюдение налогоплательщиком — продавцом товара (работы, услуги) требований налогового законодательства (в части правомерности применения последним той или иной ставки НДС). Это противоречит статьям 21 и 23 НК и позволяет отказывать в возмещении сумм НДС.

Несоблюдение налогоплательщиком — продавцом требований налогового законодательства в части правомерности применения ставки налога 18 процентов не является достаточным основанием для отказа налогоплательщику-покупателю в возмещении налога, поскольку статьи 21 и 23 НК РФ не закрепляют за ним обязанность по проверке добросовестности контрагентов-поставщиков.
Заявитель просит признать указанные положения НК РФ противоречащими статьям 1 (часть 1), 8 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 3), 46 (часть 1), 55 и 57 Конституции Российской Федерации.

Позиция Конституционного суда (отражена в Определении от 5 марта 2009 г. № 468-О-О)

Если продавцом вместо ставки 0 процентов в счете-фактуре указана ставка 18 процентов (либо указана сумма налога, рассчитанная по ставке 18 процентов), это свидетельствует не о формальном характере допущенных нарушений, а о нарушении предусмотренного законом порядка обложения налогом на добавленную стоимость.

П.2 ст.169 НК РФ устанавливает формальные критерии к составлению счетов-фактур. И если требование не предусмотрено статьей 169 НК РФ, то его невыполнение не может являться основанием для отказа в принятии суммы налога к вычету.

Разрешение споров о праве на налоговый вычет, касающихся юридической квалификации работ (услуг), при выполнении которых возникает обязанность уплаты НДС, рассчитываемого по соответствующей налоговой ставке, относится к компетенции арбитражных судов.

Оспариваемые нормы НК РФ сами по себе не являются неопределенными, не предполагают формального подхода при разрешении налоговых споров и — с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, — не могут рассматриваться как нарушающие или ограничивающие конституционные права и свободы граждан.

Фактически заявитель настаивает на проверке соответствия оспариваемых положений НК РФ ряду других его положений, а также на внесении изменений и дополнений, которые установили бы конкретные основания, по которым налоговые органы могут отказывать в возмещении сумм НДС.
Но разрешение подобных вопросов относится к исключительной компетенции федерального законодателя и не входит в полномочия КС РФ, также не относится к его компетенции судебный надзор за единообразием в толковании и применении норм арбитражными судами, осуществление которого является прерогативой ВАС РФ.

Таким образом, поскольку нарушения носили не формальный характер, а касались юридической квалификации сделок, являющихся объектом обложения НДС по спорной ставке, и оспариваемые нормы сами по себе не являются не определенными, то Конституционный суд определил, что эти нормы не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы граждан, а вопрос относится к компетенции арбитражного суда. Что же касается установления конкретных критериев отказа налоговых органов в возмещении НДС, то это уже компетенция законодателя.

Мнение эксперта

Поставленный заявителем вопрос очень наболевший для всех налогоплательщиков.

Поскольку Налоговым кодексом не установлены конкретные основания для отказа в возмещении НДС, на практике складывается ситуация из серии «насколько богата фантазия проверяющих» — а что еще выдумает налоговый орган для отказа в вычете.

Да, Кодексом установлены формальные критерии, при соблюдении которых вычет будет правомерен. Но возникающие в жизни проблемы связаны с отказами отнюдь не по формальным критериям (есть и такая категория дел, но здесь все ясно) – проверяющими полностью анализируется хозяйственная операция, в результате которой у налогоплательщика возникает  право на вычет, с позиции «добросовестности налогоплательщика» и обоснованности налоговой выгоды.

Основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон иной нормативный акт. Конституционный суд указывает, что рассматриваемые нормы НК сами по себе, т.е. по формальному признаку, не являются не определенными. Неопределенность может возникнуть в процессе правоприменения по конкретной сделке, а это уже дело арбитражных судов.

Что же касается конкретизации и дополнения норм НК, то это вопросы законодателя, поскольку неопределенность норм, приводящая к нарушению прав граждан, и полнота нормативного регулирования того или иного вопроса – это разные вещи.

Что же, выводы, конечно, для нас как налогоплательщиков неутешительные, поскольку всех нас уже так или иначе коснулись проблемы необоснованного отказа в вычете НДС. Остается борьба на «локальных фронтах» с решениями налоговых органов – все в суд, господа!

__

Обращаем ваше внимание на то, что специалисты компании «Учетные Технологии» оказывают услуги по:

— обжалованию актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц как в судебном , так и во внесудебном порядке,

—  представлению интересов организации в ходе проведения камеральных и выездных проверок (например, помощь в подготовке документов для камеральной проверки по НДС),

—  разработке стратегии судебной защиты, представление интересов компании в арбитражном суде при рассмотрении налогового спора.

Телефон для связи: (495) 228-04-95

Один комментарий к “Должен ли покупатель проверять НДС в счете-фактуре”

Обсуждение закрыто.