МРОТ и районный коэффициент: проблемы толкования Трудового кодекса

В нашу ветку по трудовому законодательству пришел вопрос по порядку применения районного коэффициента к сумме МРОТ.

Дело в том, что региональные органы государственной власти в своих письмах продвигают позицию, что показатель минимального размера оплаты труда (МРОТ) един для всей территории РФ и не подлежит увеличению на районный коэффициент, установленный для отдельных субъектов Федерации.

Например, для Оренбургской области принят районный коэффициент в размере 1,15, при этом по мнению Государственной инспекции труда в Оренбургской области с установленной Федеральным законом от 19.06.2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальной величиной должна сравниваться общая сумма начислений в каждом конкретном месяце уже с учетом увеличения на районный коэффициент.

Данная позиция отражена и в письме начальника отдела налогообложения физических лиц УФНС России по Оренбургской области:

«минимальный размер оплаты труда, установленный с 1 января 2009 года, включает в себя не только тарифную ставку (оклад), но и доплаты, надбавки, премии, выплаты по районному коэффициенту и т.д., т.е. включаются все виды выплат, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором».

Таким образом получается, что минимальный размер оплаты труда будет одинаковым — для Архангельской (РК = 1,4) и Астраханской областей, несмотря на разницу в климатических условиях в этих регионах и соответствующую разницу в ценах на основные продовольственные продукты.

Давайте рассмотрим в связи с чем сложилась такая ситуация

Давайте рассмотрим в связи с чем в настоящее время сложилась такая ситуация.

Мы считаем, что при начислении районного коэффициента (РК) нужно руководствоваться положениями статьи 315 Трудового кодекса, учитывая основные принципы концепции трудового законодательства и Конституции РФ.

Статья 315 ТК РФ гласит:
«Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате».

По смыслу этой статьи мы должны применить РК и к показателю Минимального размера оплаты труда.

Однако органы государственной власти по Оренбургской области, регулирующие трудовые взаимоотношения в регионе, как и аналогичные органы по многим другим субъектам Федерации, руководствуются своеобразной трактовкой изменений, внесенных в Трудовой кодекс в части определения Минимального размера оплаты труда.

Ранее, до вступления в силу Федерального закона от 20.04.2007 г. №54-ФЗ (т.е. до 1 сентября 2007 года) статья 133 ТК РФ содержала следующие положения:
«Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда».
Таким образом, присутствовало указание на привязку к МРОТ — оклада.

В действующей редакции кодекса осталась лишь первая формулировка:
«Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда».

И отталкиваясь от этой формулировки, комментаторы обращаются к статье 129 ТК РФ, в которой дается определение «Заработной платы»:
«Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)».

До 1 сентября 2007 года эта статья следующим абзацем включала отдельное определение МРОТ:
«Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) — устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты»
— которое четко указывало на невключение компенсационных выплат (в том числе по РК) в размер МРОТ.

Таким образом, так как специальное определение убрали, исходя из логики текущей редакции Трудового кодекса получается, что теперь не оклад, а вся сумма заработной платы с учетом надбавок, компенсаций и стимулирующих выплат не должна быть ниже МРОТ в каждом конкретном месяце.

В состав указанных надбавок комментаторы включают и Районный коэффициент (компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях).

Однако мы считаем, что Районный коэффициент нельзя включать в состав указанных надбавок, так как согласно положениям статьи 315 ТК РФ он начисляется СВЕРХУ на ОБЩУЮ сумму ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, включая все компенсации и надбавки (и здесь как раз можно сделать ссылку на определение «заработной платы» в статье 129 ТК РФ).

Аналогичным образом Районный коэффициент должен начисляться на общую сумму Минимального размера оплаты труда, включившего в себя оклад и разнообразные надбавки.

Таким образом, мы видим, что противоречия между приведенными статьями Трудового кодекса открывают возможность превратной трактовки его норм.

А то, что такая трактовка в целях экономии средств принимается на одном из высших уровней – факт очень прискорбный.

И, к сожалению, из рычагов борьбы с такими злоупотреблениями нам остается только СУД.

Чтобы решить вопрос раз и навсегда – нужно обращаться в Конституционный суд РФ, который занимается вопросами проверки соответствия норм законодательства Конституции РФ.

Указанное противоречие между положениями Кодекса порождает противоречащие Конституции РФ трактовки, которые обесценивают понятие «районной коэффициент»: все без исключения регионы попадают под общую гребенку федерального МРОТ.

И хотя у регионов есть право устанавливать свой повышенный уровень минимальной заработной платы, очень небольшое количество регионов им пользуется.
___________________________________________________________________

Ситуация очень серьезная, и требует разрешения на уровне Конституционного суда РФ.

Обратиться в Конституционный суд может лицо, непосредственно столкнувшееся с проблемой и имеющее на руках решение суда общей юрисдикции по данной проблеме.

Представителем Заявителя в Конституционном суде (который находится в Санкт-Петербурге) может быть только практикующий адвокат или юрист с ученой степенью.

Фактически в текущих условиях большая часть судов общей юрисдикции отказывается принимать заявления по этой проблеме и блокирует процесс.

На наш взгляд, повлиять на ситуацию можно только с активным привлечением средств массовой информации.

___________________________________________________________________

Автор статьи: Звягина Татьяна, компания «Независимые решения»

МРОТ и районный коэффициент: проблемы толкования Трудового кодекса: 8 комментариев

  1. согласен с Вашим мнением. ГИТ нашего региона и прокуратура в настоящее время отстаивают порядок применения районного коэффициента МРОТ+р.к., но к сожалению судебные инстанции отменяют решения ГИТа и прокуратуры. Сейчас данные вопросы рассматриваются в надзорных инстанциях областного суда.

  2. поддерживаю ваше мнение, в настоящее время нас около 120 человек, работников бюджетной сферы г.Братска,которые оспаривают порядок применения районныого и северного коэффициентов через суд,заседаний ещё не было, всю правовую базу подготовили себе сами, изучив ТК РФ и др.законы РФ и конвенции МОТ, обращались за разъяснениями в региональную общественную приёмную Путина В.В., они дали хорошие рекомендации и тоже порекомендовали обратиться в суд.Есть информация , что в Пермском крае суд постановил: уральскую надбавку выплачивать смверх МРОТ и не только там выигрывают дела по данному вопросу.

  3. РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА В ЮЖНЫХ РАЙОНАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

    С вступлением в силу с 1 сентября 2007 года Федерального закона от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации» признана утратившей силу часть вторая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, содержащая определение минимального размера заработной платы (минимального размера оплаты труда), и согласно которой, в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
    Однако, лишившись определения минимального размера оплаты труда Трудовой кодекс Российской Федерации сохранил положения устанавливающие права каждого работника на выплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 2 ТК РФ).
    В результате возник вопрос о том, какие виды выплат по заработной плате теперь могут быть включены в величину минимального размера оплаты труда, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором, а именно могут ли быть включены в эту величину районный коэффициент и Дальневосточная надбавка.

    Попробуем разобраться в этой ситуации!

    Итак, Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» внёс изменения в статью 3. Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» изложив её в новой редакции, согласно которой минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей, согласно этой же статье, не допускается.
    Таким образом, от бывшего минимального размера оплаты труда, как наименьшего размера заработной платы самого неквалифицированного работника, осталось только название, т.е. теперь минимальный размер оплаты труда и заработная плата (оплата труда работника) стали совершенно разными понятиями.
    Иными словами, включение каких-либо выплат по заработной плате в величину минимального размера оплаты труда, с 1 сентября 2007 года, стало противоречить статье 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

    Хорошо, раз теперь не имеет смысла разбирать минимальный размер оплаты труда по составляющим изложим наш вопрос в следующей редакции: «Меньше какой величины не может быть начисленная месячная заработная плата работнику, отработавшему на предприятии в южных районах Дальнего Востока?».
    Для этого обратимся к части первой статьи 129 Трудового кодекса, согласно которой, заработная плата (оплата труда работника) включает в себя три части:
    — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
    — компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
    — стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

    Вознаграждение за труд, т.е. за исполнение трудовых обязанностей устанавливает работодатель самостоятельно, однако, величина этого вознаграждения, согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
    Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ с 1 января 2009 г. установлен в размере 4330 руб., следовательно, минимальное вознаграждение за труд не может быть меньше этой суммы.
    Вероятно, в этом случае и проявляется заложенный в статье 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ механизм регулирования оплаты труда работника при помощи минимального размера оплаты труда.

    Прежде чем перейти к рассмотрению влияния на заработную плату работника компенсационных и стимулирующих выплат необходимо наложить ещё ряд определённых условий.

    1. Работник полностью отработал за учётный период (месяц) не только норму рабочего времени, но и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).
    Согласно части третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации право на получение месячной заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда имеют те работники, которые полностью отработали за этот период не только норму рабочего времени, но и выполнили нормы труда (трудовые обязанности).
    2. За работу в особых климатических условиях работнику установлен районный коэффициент в размере 20%.
    Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. № 512/П-28 в Приморском крае, за исключением районов приравненных местностям Крайнего Севера, установлен размер районного коэффициента равный 1.20.
    3. За непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Дальнего Востока работнику установлена надбавка в размере 30%.
    Согласно ч. 1. п. 1. постановления ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 9 января 1986 г. № 53 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области» за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Дальнего Востока, выплачивается процентная надбавка к заработной плате рабочих и служащих в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
    4. Иных выплат компенсационного (за работу во вредных и опасных условиях труда) и стимулирующего характера (премии, доплаты) работнику не установлено.

    Принимая во внимания эти условия, начисленная месячная заработная плата работнику, полностью отработавшему за учётный период (месяц) норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), на предприятии, расположенном в южных районах Дальнего Востока (РК 20%) и имеющему непрерывный стаж работы, дающий право на надбавку в размере 30%, а также при отсутствии иных выплат компенсационного и стимулирующего характера не может быть меньше:

    4330 + 866(РК — 20%) + 1299(ДВ – 30%) = 6495 рублей.

  4. На дворе ноябрь 2010 года. Я пишу из Приморского края. Как раз в данный момент мы столкнулись тоже с этой проблемой. Хотя давно подозревали, что нам платят зарплату неправильно. В данный момент наш профсоюз пытается что-то сделать. Хотя опять трактуют это по-своему. Но мы, работники бюджетной сферы, намерены бороться за правду до конца. Будем подавать в свой суд если потребуется будем идти дальше, И не столько даже из-за денег которые мы недополучали, сколько из-за справедливости. Потому что даже в такой ситуации, на наших копейках, региональные власти пытаются нас обмануть.ущемить.

    1. Ирина, я полностью Вас поддерживаю в вашем решении бороться и желаю Вам удачи!

  5. Сейчас в на всей территории России по состоянию на 02.01.2011 г. установлена минимальная оплата труда в размере 4330 рублей в месяц. И если по мнению властей в эту сумму входит повышенный районный коэффициент (для Новосибирской области он составляет 25%), то получается, что для жителей г. Сочи этот пресловутый коэффициент тоже выплачивается в обязательном порядке. Молодцы сочинцы, неплохо живёте. Я и не подозревал не думал и не догадывался, что Вы живёте в таких ужасных климатических условиях. И чего это к Вам все едут отдыхать? Я вот никогда не был в Вашем городе, а теперь и подавно не поеду отдыхать на Чёрное море. А чего это к Вам ехать да ещё такие деньги платить, если климат в Новосибирской области и в Сочи абсолютно одинаковый.
    Получается, что путём ввода минимальной оплаты труда, одним росчерком пера, власти удалось на всей Территории Российской Федерации установить единые климатические условия. Абсурд полнейший, с безграмотностью и наплевательским отношениям к рядовым россиянам.

  6. Я на официальном сайте Государственной инспекции труда в Новосибирской области нашёл ответ на вопрос включается ли в сумму МРОТ районный коэффициент в Новосибирской области. Вопрос был задан по электронной почте 16 марта 2010 г. Дан следующий ответ в нашу пользу — «районный коэффициент начисляется на фактический заработок работника и является составной частью заработной платы». Для наглядности приведу ответ в полном виде.

    Какой минимальный размер оплаты труда в НСО? Включен ли в эту сумму районный коэффициент?
    16 марта 2010 10:47 О.Н. Неркарарян
    В соответствии с частью первой статьи 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
    Согласно части первой статьи 135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
    Согласно части третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
    Федеральным законом № 82-ФЗ от 19.06.2000г. с 01.01.2009г. установлен минимальный размер оплаты труда – 4330 рублей в месяц (статья 1).
    В соответствии с частью первой статьи 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
    В целях выполнения обязательств Регионального соглашения на 2008-2010 годы по повышению заработной платы работников на 60% величины минимального потребительского бюджета для населения области, решением (протокол от 24.06.2009г. № 3) Новосибирской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с 01.07.2009г. для работников организаций внебюджетной сферы и организации сельского хозяйства, отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях, установлена минимальная месячная заработная плата для работников организации внебюджетной сферы в размере 7800 рублей, для работников организаций сельского хозяйства – 5400 рублей.
    В соответствии со статьей 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
    В настоящее время в Новосибирской области применяется коэффициент к заработной плате в размере 1,25. Согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ № 534 от 31.05.1995г. «О мерах по решению неотложных проблем стабилизации социально-экономического положения в Новосибирской области», ввести на территории Новосибирской области с учетом ее природно-климатических условий с 1 января 1996г. районный коэффициент к заработной плате 1,2. На период стабилизации социально-экономической ситуации в области предоставить администрации Новосибирской области право увеличивать в отдельных административных образованиях выплаты по районному коэффициенту на 50 процентов с учетом уровня жизни населения.
    Постановлением администрации Новосибирской области № 474 от 20.11.1995г. на всей территории области с 01 января 1996г. установлен повышенный районный коэффициент к заработной плате в размере 1,25 (пункт 1).
    Назначение районного коэффициента – компенсировать повышенные расходы, связанные с проживанием в определенных районах с неблагоприятными климатическими условиями.
    Районный коэффициент применяются к заработку всех лиц, работающих по трудовым договорам в соответствующей местности, в т.ч. к заработку сезонных и временных работников, лиц, работающих по совместительству — как по основной, так и по совмещаемой работе. Коэффициенты начисляются на фактический месячный заработок работника, за исключением надбавок за работу в районах Крайнего Севера и всех видов выплат по среднему заработку.
    Таким образом, районный коэффициент – это надбавка компенсационного характера к заработку работника.
    Исходя из смысла части первой статьи 129 Трудового кодекса РФ, в определение понятия «заработная плата» включены надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях.
    Следовательно, районный коэффициент начисляется на фактический заработок работника и является составной частью заработной платы.

    1. Александр Николаевич, большое спасибо, что поделились этой информацией!
      Очень надеюсь, что новосибирцам она поможет.

Обсуждение закрыто.