Новый закон о малом и среднем бизнесе: обзор основных положений

Субъекты малого предпринимательства (далее – СМП) с 1 января 2008 года начнут жизнь по новым «правилам». С 2008 года в силу вступает Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Сейчас же пока деятельность малых организаций регулируется Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации». А основные условия деятельности субъектов малого предпринимательства в Москве установлены Законом города Москвы от 28 июня 1995 г. №14 «Об основах малого предпринимательства в Москве». С 2008 года эти нормативные акты утратят силу.

Причина появления нового Закона в том, что к настоящему моменту назрела необходимость в серьезных изменениях системы законодательного регулирования сферы малого и среднего предпринимательства. Принятый Закон действительно заложил правовые основы деятельности сферы малого и среднего бизнеса.

Определены субъекты малого и среднего бизнеса, разграничены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам развития предпринимательства, выделены направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, заложены основы создания инфраструктуры поддержки.

Принятый Закон призван улучшить положение субъектов малого предпринимательства и стимулировать их развитие. Для малых предприятий предусмотрен ряд льгот, в том числе воможность применения упрощенных правил ведения учета и сдачи отчетности, применения специальных налоговых режимов (подробнее об этом п.3 Таблицы). А это многого стоит!

Конечно, Закон № 209-ФЗ не затрагивает текущих вопросов деятельности малого предпринимательства, но в соответствии с этим Законом будут приниматься подзаконные акты, регулирующие конкретные вопросы.

Ниже в таблице мы рассмотрели основные положения нового закона и сравнили их с ныне действующими.
Смотреть таблицу

ЗАКОН № 209-ФЗ (новый) ЗАКОН № 88-ФЗ (старый)
1. Кто относится к СМП 1. Помимо понятия «малое предпринимательство» введены две новые категории:
«среднее предпринимательство» и «микропредприятие»
2. Изменились критерии для отнесения к малому и среднему бизнесу

Численность работников: для среднего предприятия – от 101 до 250 человек,
для малого предприятия – до 100,
для микропредприятий, которые выделили в составе малых – до 15 человек.
При этом численность работников определяется по предшествующему календарному году.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов

Их предельные значения для каждого вида предпринимательства Правительство должно определить этой осенью.

Кроме того, вновь распространено положение о доле участия, не превышающей 25%, на иностранных юридических лиц и граждан.

3. К СМП отнесены Потребительские кооперативы

1. В Законе фигурирует только одно определение: «малое предпринимательство».

2. К малым предприятиям относятся коммерческие организации, которые удовлетворяют следующим критериям:- доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25 процентов,

— доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 процентов,

— средняя численность работников за отчетный период не должна превышать предельных уровней в зависимости от отрасли от 50 до 100 человек.

Кроме того, к малым предприятиям относятся физические лица — ПБОЮЛы.

2.Государственная регистрация СМП Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления, которые оказывают поддержку СМП, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки.
Предусмотрен заявительный порядок обращения СМП за оказанием поддержки.
Субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти.
В настоящее время в Москве субъекты вносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы о чем Правительством Москвы (Департамент поддержки и развития малого предпринимательства) выдается соответствующее Свидетельство.
3.Бухгалтерская и статистическая отчетность. Налогообложение Для СМП предусмотрена возможность введения федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ:
специальных налоговых режимов,
упрощенных правил ведения налогового учета и упрощенных форм налоговых деклараций для малых предприятий,
— упрощенной системы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий при осуществлении отдельных видов деятельности,
— упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности.
Государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством РФ порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения.
Приказом Минфина РФ от 21.12.98 г. №64н утверждены Типовые рекомендации по ведению бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
4.Государственная поддержка Предусмотрена возможность введения федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ таких мер:
— льготный порядок расчетов за приватизированное имущество,
— особенности участия СМП в качестве поставщиков в целях размещения заказов для государственных и муниципальных нужд,
— обеспечение прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора),
— обеспечение финансовой поддержки (осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам),
— обеспечение имущественной поддержки (передача во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества: земельных участков, зданий, строений, оборудования, транспортных средств и т.д., на возмездной основе, на безвозмездной основе или на льготных условиях).
— создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;
— установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
— поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства,
— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий,
— льготное кредитование СМП за счет фондов поддержки малого предпринимательства,
— льготное страхование СМП,
— производственно-технологическая поддержка
5.Инфраструктура поддержки СМП Законом предусмотрена целая система организаций:
— система коммерческих и некоммерческих организаций,
— центры и агентства по развитию предпринимательства,
— государственные и муниципальные фонды поддержки,
— фонды содействия кредитованию
и т.д.
В Законе не содержится определение данного понятия.Названы в целом — Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления